Новые требования интернет-рекламы ЕРИР и штрафы Роскомнадзора по Закону о рекламе № 38-ФЗ
В прошлом году вступили в силу новые положения статьи 18.1 Закона о рекламе № 38-ФЗ, согласно которым почти вся интернет-реклама на территории России должна быть промаркирована, а информация о ней направлена в Единый реестр интернет-рекламы.
В прошлом году вступили в силу новые положения статьи 18.1 Закона о рекламе №
С 1 сентября 2023 года начнут действовать штрафы за несоблюдение вышеуказанных положений.
За непредоставление в ЕРИР информации о рекламе в интернете, нарушение сроков ее предоставления либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации предусмотрены штрафы:
- от 10 000 до 30 000 руб. — для граждан;
- от 30 000 до 100 000 руб. — для должностных лиц и ИП;
- от 200 000 до 500 000 руб.- для юридических лиц.
За распространение рекламы в интернете без маркировки либо нарушение требований к ее размещению штрафы составят:
- от 30 000 до 100 000 руб. — для граждан;
- от 100 000 до 200 000 руб. — для должностных лиц и ИП;
- от 200 000 до 500 000 руб. — для юридических лиц.
Чтобы помочь вам разобраться в новых требованиях, мы собрали для вас выдержки из статьи 18.1 Закона о рекламе №
Кто обязан соблюдать новые требования?
Все участники рынка — рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем (ОРС). На каждом из участников лежит обязанность по исполнению новых требований.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе №
- Рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
- Рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
- Оператор рекламной системы — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы.
Какая реклама не подлежит маркировке и отчетности?
- Email и
push-сообщения с рекламой собственных (производимых и/или распространяемых) товаров или услуг; - Реклама в теле- и радиоэфирах, которые транслируются в интернете в неизменном виде;
- Социальная реклама.
Что значит маркировка рекламы?
Маркировка рекламы — это добавление в рекламный материал (креатив) ДО ее размещения в интернете:
- отметки «Реклама»;
- данных о рекламодателе или ссылки на
интернет-страницу , которая содержит информацию о нем; - специального идентификатора рекламы (токена) — уникальное цифровое обозначение.
Где получить токен?
Получать токены и передавать данные в реестр нужно через оператора рекламных данных (ОРД).
ОРД — это компания, которую одобрил Роскомнадзор для работы с рекламой в интернете. Реестр ОРД размещен на официальном сайте Роскомнадзора.
Сейчас на рынке работают семь ОРД: «Яндекс», «ВКонтакте» (VK), «МедиаСкаут» (МТС), «Ozon ОРД» (Ozon),
Что делать с токеном?
После присвоения токена его необходимо разместить в креативе. Для правильного размещения идентификатора (токена) в разных форматах рекламы воспользуйтесь рекомендациями общественной рекламной ассоциации АРИР.
Когда отчитываться за размещенную рекламу?
До
Какие данные необходимо передавать?
Состав сведений включает общую информацию о каждом участнике рекламной цепочки:
- наименование организации/ИП/ФИО,
- ИНН организации/ИП/ФИО;
- идентификатор рекламы (токен);
- общее описание креатива;
- адрес места размещения;
- данные об объемах рекламы, распределении и форме ее распространения;
- срок размещения рекламы;
- информация о договоре или договорах, заключенных между участниками рекламной цепочки;
- сведения об исполнении договора/договоров: дата и номер актов
сдачи-приемки оказанных услуг, стоимость услуг.
Какая информация поможет разобраться в новых требованиях?
- Распоряжение Правительства от
30.05.2022 №1362-р ; - Постановление Правительства от
25.05.2022 № 948; - Разъяснения Роскомнадзора (РКН) и Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) подготовили (июль 2023 г.) на часто задаваемые вопросы в отношении маркировки и отчетности в ЕРИР;
- Вебинары с представителями всех ОРД по вопросам работы с ними при передаче данных в ЕРИР.
Процесс маркировки рекламы в интернете и отчетности о ней на первый взгляд выглядит пугающим. На деле все не так сложно и не занимает много времени. При самостоятельной маркировке рекламы достаточно следовать пошаговому алгоритму ОРД и, конечно, необходимо, чтобы все договоры и акты о размещении рекламы были в порядке.
Во избежание штрафных санкций, вступающих в силу с 1 сентября 2023 года, мы просим вас обратить внимание на введенные требования закона и разобраться в нюансах их соблюдения.